Интересное Полезное Публикации

Как фильм ужасов становится успешным: 7 заповедей ужаса

Как история ужасов превращается в историю успеха? Раскрываем самые шокирующие правила. Почему мы любим фильмы ужасов? Узнайте на сайте https://stoneguru.ru/pochemu-my-lyubim-filmy-uzhasov.html.

Критики и зрители до сих пор называют «Экзорциста» одним из самых убедительных фильмов ужасов всех времен. Но Уильям Питер Блэтти, автор романа и сценария, видит это по-другому: «Наш фильм — это не фильм ужасов». Он изложил свою работу как пример одержимости. Чтобы обеспечить согласованность каждой детали, он скрупулезно исследовал исторические модели. Утверждается, что режиссер Уильям Фридкин был выбран потому, что он доказал свой талант к документальному реализму в фильме «Французский связной».

Чем более достоверной кажется история ужасов, тем сильнее ее воздействие. Это единственное объяснение успеха «Проекта ведьма из Блэр». Как и Блэтти, вам не обязательно верить в сверхъестественное. Достаточно, если создатели видят в своей работе нечто большее, чем просто поезд-призрак. По словам режиссера Пола Шрейдера, «Экзорцист: Начало» (кинотеатральный релиз в США: июль 2003 года) — это «прежде всего духовный поиск». А М. Найт Шьямалан, вызвавший недавний бум ужасов фильмом «Шестое чувство», задумывает свои фильмы как психодрамы: «Мои герои сталкиваются со своими страхами, мечтами и тревогами. В этом есть что-то действительно терапевтическое».

Если и существует некоронованный король ужасов, то его имя — Роберт Уайз. С фильмами «Проклятие людей-кошек» и «Похититель тел» он создал классику жанра 40-х годов. Когда он снимал триллер «Дом с привидениями» («Пока кровь не застынет») в 1963 году, ему понадобился специальный широкоугольный объектив, чтобы придать зданию угрожающий вид. Инженеры Panavision как раз разработали такую штуку, но сначала не хотели ее передавать. Тогда это изобретение окончательно придало фильму эстетику, которая и сегодня вызывает у зрителей прилив адреналина.

Но является ли это самым впечатляющим примером использования технологий в фильмах ужасов? А как насчет галереи монстров? Извергающиеся фонтаны крови? И снова у Роберта Уайза есть ответ — смотрите следующий акт.

«Настоящий ужас рождается из силы внушения», — так прокомментировал Роберт Уайз оргии эффектов этого жанра. Потому что: «Люди больше всего боятся неизвестного. Дрожа, они спрашивают себя: «Вы слышали этот звук? Вы видели это?» Вот почему он даже не достал из мешка с трюками «Пока кровь не застынет». В отличие от создателей неудачного ремейка «Дома с привидениями».

Его уроки были хорошо приняты: М. Найт Шьямалан откровенно признается, что стиль шедевра Уайза вдохновил его на создание «Шестого чувства».

Давайте послушаем Стэна Уинстона: «Главное — это сценарий». Это в еще большей степени относится к жанру ужасов. Пол Шрейдер, легендарный своими сценариями к фильмам «Таксист» и «Как дикий бык», объясняет: «Только если история и персонажи работают, шок может развить свой полный эффект». Но как написать хороший сценарий? Такие вопросы слишком универсальны для нашего маленького справочника. По крайней мере, у Пола Шрейдера есть эксклюзивный совет: «Четыре-пять хороших пугающих моментов достаточно для всей истории. Вам не нужно трясти аудиторию каждые пять минут».

Помните некоторые триллеры ужасов последних лет? «Потерянные души» или «Пророчество»? Нет? Верно. Потому что эти фильмы нарушали заповеди 1 и 4: юмор вместо реальности, трюкачество вместо драматургии. Более того, у их директоров было мало опыта. Если вы хотите научиться высокому искусству острых ощущений, обращайтесь к мастерам. Нужно ли еще упоминать некоего Альфреда Хичкока? Его беседы с Франсуа Трюффо — это кладезь поучительных комментариев, будь то о положении камеры и технике монтажа в «Психо» или о звуковых эффектах в «Птицах».

Роман Полански хотел, чтобы зрители фильма «Ребенок Розмари» воспринимали события с субъективной точки зрения героини. Поэтому он изучил книгу Р. Л. Грегори «Психология видения» и на этой основе разработал особую палитру стилистических приемов. Вместо того, чтобы снимать длинные, сложные сцены на расстоянии, как обычно, он подвел камеру как можно ближе к главным героям и тем самым добился непосредственности. Это потребовало не только использования специальных объективов, но и точного позиционирования камеры и актеров. Полански использовал теории Грегори об оптических иллюзиях для одного из ключевых моментов фильма: во время встречи Розмари с ее ребенком он ненадолго затушевывает глаза демона из ее предыдущего кошмара, но не показывает ребенка. Таким образом, многие зрители считали, что они сами мельком видели дьявольские мехи.

Иногда достаточно просто разумно скопировать классику саспенса. Дэвид Двахи намеренно выбрал визуальный язык фильма-нуар для своего подводного ужастика «Ниже». При всем его техническом блеске — никто не должен забывать этот принцип старого Хича: «Я хочу заставить зрителей кричать».

Еще со времен «Техасской резни бензопилой» стало ясно, что если вы хотите снять успешный фильм ужасов, вам нужны трупы подростков. Почему это поколение так хорошо подходит на роль жертвы? Кевин Уильямсон, автор первых двух фильмов «Крик», предлагает следующее объяснение: «Для подростков существует только черное и белое. Им нужен чистый адреналин, мгновенное удовлетворение». Те, кто так жадно стремится к большому кушу, легко наталкиваются на нож серийного убийцы. Именно поэтому подростки так привлекательны в качестве героев фильма ужасов.

Не так ли? Режиссер «Крика» Уэс Крейвен решительно опровергает этот тезис: «С подростками все происходит на поверхности. Как взрослый человек, я интересуюсь другими вещами». К кому из них прислушиваться — решать вам. Но, возможно, вам даже не нужно следовать правилам с 1 по 6. Одного правила 7 может быть достаточно:

Автор «Экзорциста» просмотрел множество фильмов ужасов. И после долгих анализов он вывел следующее основное правило для страшного хита: «Вам нужен главный герой, предпочтительно молодая женщина, которая попадает в опасность. И чтобы это произошло, она должна сделать что-то совершенно идиотское».